Даже если у человека полно свободной энергии, он не пойдёт грабить, убивать и он не будет биться головой о стену. Какие-то действия мы хотим делать, а какие-то – нет. Давайте сейчас поговорим не просто об источнике мотивации, а об источнике радости, удовольствия, причинах сильного желания что-то делать.
Самый хороший и замечательный пример – это дети. Посмотрите как много у детей свободной энергии. Они приходят в этот мир с чистой и неиспорченной психикой и организмом. Поэтому у детей очень много энергии. У них отсутствуют страхи, конфликты. Конечно, за время своего взросления дети проходят через многие стрессы: режутся зубы, они падают и разбивают коленки. Возникающие стрессы и конфликты поглощают энергию. Чем меньше ребёнок, тем больше у него энергии.
Что движет детьми, если задуматься, посмотреть и вспомнить играющих детей? Игра. Желание просто играть и познавать мир, любопытство, вот эти тысячи «почему». Им интересно слазить куда-то, что-то сделать, разбить, порезать, похватать девочек за косы. Дети изучают мир, для них всё новое, поэтому всё интересно. И они экспериментируют, исходя из игры, радости и интереса. Детям приносит радость то, что они узнают что-то о мире.
Почему так происходит? Научными исследованиями доказано, что это заложено у нас физиологически, так устроена психика на физическом уровне. В любой организм заложены потребности к любопытству, радости, интересу, узнаванию нового, соревнованию, развитию. Когда дети соревнуются, они уже не просто узнают новое, они узнают, как сделать лучше, больше, интереснее и легче. Например, ударить посильнее папу, но не для того, чтобы сделать больно, а ради интереса. Тыкает слабо – папа не реагирует, тыкает сильнее – «о, среагировал, значит я могу управлять папой – как интересно!».
Все потребности можно условно разделить на две большие категории. Первая – это выживание как необходимость для жизни. Здесь находятся отрицательные мотиваторы: страх смерти, страх наказания, боли. Боль – это вообще лучший мотиватор. Как говорил мой инструктор по вождению: «Человек лучше всего в жизни запоминает боль». Это отрицательный полюс. Вторая категория – это положительные мотиваторы: игра, радость, интерес. И все причины для какой-нибудь деятельности укладываются между этими двумя полюсами. К примеру, получить образование, с одной стороны интересно, а с другой стороны, это нужно, чтобы получать зарплату не откинуть коньки, став бомжом. Вот где-то между этим абсолютным минусом смерти и плюсом радости и игры лежат все наши желания. Чем дальше от минуса смерти и чем ближе к плюсу игры, радости, тем больше желание что-то делать. Это очень простая шкала, вроде линейки.
Желания растут у человека изнутри. Посмотрите, что в первую очередь интересно совсем маленькому младенцу? Он сам себе интересен. Ребёнок изучает ручки, ножки, шевелит пальцами, трогает себя и двигается. Когда он уже более или менее изучил своё тело и ничего особо нового о нём не узнаёт, ему становится это неинтересно. Он начинает учиться ползать. Что ему становится интересным? То, что снаружи. Например, заползти в соседнюю комнату, покачать колыбельку, потрогать маму, пнуть папу, подёргать за уши собаку, погладить кошку. Поэтому естественное развитие интереса и радости идёт изнутри наружу.
Вскоре ребёнок вырастает. Возьмём наилучший случай и предположим идеальную ситуацию, что всё хорошо, он взрослеет, растёт и доволен своей жизнью. Со временем подросток понимает, что нужны деньги, потому что родители когда-то умрут, и для этого надо работать. Ему становится любопытно, а как это получить деньги. И он начинает это изучать, узнаёт каким образом можно получать деньги, осваивает какую-то профессию, дело. И вот, у человека уже есть стабильный доход, жизнь налажена, есть своя квартира, машина. Базовый уровень выживания гарантирован! У каждого человека в зависимости от степени тревожности этот уровень разный. Но, допустим, человек закрыл потребность в выживании, потребности в защите, стабильности и спокойствию тоже удовлетворены. Что происходит дальше? Он начинает интересоваться, каким образом можно зарабатывать больше денег или как меньше работать. Или начинает интересоваться отношениями с девушками, и человек изучает отношения. Когда построит отношения, он, например, начинает изучать здоровье или выстраивать большой бизнес и так далее. То есть интерес всегда развивается изнутри наружу, от меньшего к большему. Чем больше неизвестного, тем больше интереса. Но только в том случае, если не заложили большого количества страхов перед неизвестным.
Что касается аспектов развития интереса и радости изнутри наружу, приведу очень простой пример. Если у вас болит тело, вы заболели, простужены и гриппуете, то у вас не будет мотивации думать о высоких материях или заниматься сложными вещами и работать на стройке. Если вас в этом случае не припирает к стенке страх смерти, то мотивации не будет. С другой стороны, если болеет психика и у вас плохое душевное самочувствие, то мотивации также не будет. Чем хуже организму внутри, чем больше внутренние конфликты тратят энергию, тем меньше действий во внешнем мире вы сможете делать. У меня были такие случаи при работе с людьми, когда приходит человек и говорит: «Лень, мне всё лень. Понимаю, что плохо, но что-то всё не хочется, даже техники выполнять лень». Если вам всё лень, то с точки зрения терапии это говорит о том, что организм уже начинает формировать вокруг себя кокон, отгораживаться от внешнего мира, потому что внутри такой клубок проблем, что дело даже не доходил до интересна к окружающему миру! По-научному это называется ангедония – полная потеря интереса ко всем сферам деятельность, неспособность получать удовольствие от жизни! Невозможно бегать и прыгать, когда обе ноги сломаны. С психикой точно такая же история. И пока не решены базовые проблемы, мотивации на решение более сложных задач не будет.