О том, как можно застыдить ребёнка до такой степени, что он потеряет всякое желание и способность выражать своё личное мнение.
Пример из моего детства.
В младших классах была у меня одна замечательная учительница по русскому языку и литературе. Настолько замечательно она преподавала, что некоторые, особенно чувствительные дети, теряли дар речи, когда она просила высказать своё мнение по поводу прочитанной книги, например, или ответить на очень простые вопросы в конце учебного материала. Вот так она мощно давила на совесть.
А весь пренеприятный секрет её заключатся в том, что когда ребёнок высказывал своё мнение и оно противоречило её мнению, то тут же следовали обвинения, дословно не помню, но было это примерно так :
« Что за чушь ты несешь!»
« Ты что говоришь?! Как тебе не стыдно!»
« Ну, ты что, совсем, что ли ничего не понимаешь??!»
« Как ты мог не знать этого? Два! Как тебе не стыдно перед родителями!»
Я прекрасно помню, как любая неудача со стороны ребёнка превращалась в стыд. И это было настолько невыносимо, что у некоторых ребят, включая меня, начали появляться уже психосоматические реакции. А именно, когда она просила высказать своё мнение по прочитанной книжке, то у многих потели руки и начинало колотиться сердце, терялся дар речи и пропадали все мысли из головы.
Ребёнок поднимался со своего места и стоял как зомби, не в силах произнести что-либо, а если удавалось связать грамотно несколько предложений, то она обязательно находила то, за что можно было зацепиться, чтобы ещё больше устыдить ребёнка в том, как он говорит.
И что самое печальное, таких преподавателей в моё школьное время было очень много.
Прекрасно запомнилась ещё и училка по математике, орущая дурниной при входе в класс, уже изначально всегда в дурном настроении и с жудкой агрессией, которая жаждала выплеснуться на всех нас. А некоторым «везунчикам» доставалась двойная доза её выпадов, что слезы текли рекой, мысли уползали в пятки и сердце не находило себе места во всем этом аде.
Особенно цвели такие преподы в сельских школах, и затюканные в семейных конфликтах дети шли в школы, где их продолжали унижать учителя.
Получалось такое двойное давление, что дома, что на учебе. Во мне это проявилось тогда тем, что я надолго замкнулась в себе. Мои слова стали жестко контролироваться и фильтроваться разумом настолько сильно, что я старалась быть максимально посредственным ребёнком, дабы случайно не сказать что-нибудь, чтобы начало давить на мою совесть и мои способности. Я хотела, чтобы меня просто перестали дергать.
Я очень надеюсь, что со временем введут такое правило, чтобы все учителя имели обязательное высшее психологическое образование. Именно полноценное, а не какой-то там один предмет из общего курса психологии.
И вообще я верю, что в скором будущем наличие психологического образования станет обязательным в большинстве профессий.
Общие признаки поведения человека, в случае, если он в детстве подвергался унижению, избиениям, упрекам, сильному психологическому давлению, агрессивным выпадам со стороны взрослых:
- молчаливость и замкнутость или же чрезмерная агрессивность(иногда проявленная, иногда нет)
- настороженность и постоянная внутренняя напряженность, тревога
- проявление подавленного состояния, когда просят выполнить чью-то просьбу
- пассивность в принятии решений
- самообвинения, не принятие себя
- сложности в общении с окружающими, недопонимания
Конечно, те или иные признаки могут варьироваться и во многом всё индивидуально.
Я хотела преподнести общую картину возможных психологических последствий для ребёнка в случае неосознанного явно негативного психического воздействия взрослого на ребёнка на примере школьных учителей.