Дорогие друзья, в этой статье я хотел бы затронуть тему проглоченных установок.
Что мы знаем о себе, а точнее благодаря кому? За что ругаем себя, за что благодарим, за что ненавидим, и почему гордимся собой.
Дело в том, что наша собственная самооценка состоит из отраженных оценок других людей. Например, откуда ребенок знает, что он хороший. А откуда знает, что он плохой? У маленького человека нет взрослой рефлексии. Ему просто говорят: «ты ужасный», или «ты прелесть», «ты сильный и можешь больше», т.е. ему говорят какой он, а уже из этого и формируется какой Я. И кто я.
Механизм усвоения чужих мнений, суждений, впечатлений относительно самого себя или относительно окружающей действительности называется интроекцией. Механизм, на самом деле, очень полезный, но в меру. Ребенок начинает понимать этот большой мир, структурировать его: что можно, что нельзя, что безопасно, что опасно.
Проблема начинается тогда, когда интроекты очень жестки, и по своей сути губительны для подрастающей личности. «Тебе нужно выйти замуж 25 лет, потом ты никому не будешь нужна — и девушка убивается ищет свою судьбу».
Я работал с клиентом, у которого была очень сильная симбиотическая зависимость от матери. Без нее он шага не мог сделать. С самого детства она говорила ему что делать, как делать и когда. В институт, на определенный факультет он поступал по ее решению, поступил. Не доучился, ушел, потому что настолько эта профессия была от него далека. Затем мама устроила его на работу. В целом ситуации типична для нашей действительности, в ней нет ничего удивительного. Интроекты были примерно такими: ты слабый, я позабочусь о тебе, слушайся только меня, я знаю, что тебе нужно и полезно. Сейчас это взрослый человек, но до сих пор живет с мамой и полностью от нее зависим.
На все мои интерпретации его жизненной ситуации он спокойно отвечал: я знаю, я все это знаю. Я приходил в замешательство, потому что обычно у человека происходит инсайт – ага! так вот почему это происходит! Но он все знал. И ничего не делал. Обычно осознавание это один из мощных факторов начала изменений. Но здесь все было не так. Страх матери: как я ей скажу, что она подумает, она мне это не разрешит. Скажите, что мне делать! Он злился, он ненавидел ее, понимал, что живет только ее жизнью, но не своей и ничего не мог сделать. Страх.
В нашей психике полно интроектов – чужих мнений установок. Самые базовые это родительские интроеты. Уклад семьи, как жить, кем быть – родительский интроеты.
Одним из направлений работы с клиентом является раскрытие этих самых неадаптивных, несоответствующих реальности жизни человека установок.
- Мне нельзя этого делать, – говорит клиент.
- Почему? – спрашиваю я.
- Нельзя!
- Почему?
- Нельзя и все!! – настаивает клиент.
Это интроект. Нельзя и все – необъяснимый аргумент. Человек так привык жить с детства.
Интроекты ведут нас по жизни, перекрывая огромный потенциал наших возможностей. Запугивают нас, не верят в наши силы, приносят много боли и страданий, могут череду дурацких ситуаций закрепить в устоявшуюся линию поведения.
От неадаптивных пагубных интроектов надо избавляться, отдать их тому, кому они принадлежат, а свои личные убеждения и мнения вырастить на расчищенном месте. Глубоко вдохнуть и начать жить полной жизнью. Кесарю кесарево.
Удачи всем!