Очень часто, в ходе терапевтической деятельности, когда человек смотрит на себя в детстве, он испытывает страх и отвращение. В обычном состоянии, эти образы сильно подавлены, но когда начинается терапевтическая работа, то задача терапевта актуализировать  эти проблемы и вытащить все подспудные образы переживания, эмоции на поверхность, для того чтобы человек смог их проработать непосредственно в процессе терапевтической работы.К примеру, живёт ребёнок, и в какой-то момент жизни  у него случается фиктивное переживание, причиной может быть особое отношение в семье и пр. В этот самый момент, поскольку 3-4 года — это возраст первичной вербализации, начинает формироваться патокластер. Поскольку вербализация уже присутствует, то ядра патокластеров уже могут совершенно спокойно выпадать в осадок в виде каких-то убеждений, конструктов о себе и о мире в частности. Но поскольку эти конструкты чрезвычайно негативны, деструктивны, то они очень сильно травмируют психику. Поэтому в психике включается, своего рода, защитный механизм, который Фрейд очень хорошо описал и назвал его «Вытеснением».

Психику можно представить в виде трёх концентрических кругов: сознание, предсознание и область «бессознательного». При описании этих механизмов, я «сознание» помещаю в центр, «предсознание» — идёт вокруг сознания и внешний круг – это область «бессознательного». Причём за третьим кругом есть ещё четвёртый круг – это, так называемое, коллективное «бессознательное».

 

И в процессе вытеснения, эта психическая сила вытесняет эти негативные, эмоционально-травмирующие аффекты из сознания в предсознание, но эта же сила через какое то время вытесняет с предсознания в бессознательное.  И когда они вытеснены уже из предсознания в бессознательное, то человек их забывает. Иными словами действует подобная предпосылка: «Это для меня настолько неприятно, и чтобы постоянно не терзаться этим, я не буду про это помнить вообще. Не хочу!» (ребёнок в 3-4 года просто не может справиться сильно травмирующей  ситуацией). Но мало того, что это вытесняется, оно же при этом пытается попасть обратно. И в этот момент та же самая сила, которая вытесняет эти аффекты в бессознательное, она же там их и начинает удерживать. Именно по этому с этой формой защиты, которую Фрейд назвал «сопротивление», мы сталкиваемся повсеместно в нашей жизни.

Большинство же людей стараются всячески не обращать на это внимания, запрятать свои переживания поглубже, создавая себе иллюзорный мир, просто забить на свою психику.

В процессе работы, надо наоборот выражать эти переживания. Если, допустим, не приятно смотреть на себя маленького в детстве, если встреча с самим собой вызывает древние аффекты, необходимо наоборот актуализировать  эти ощущения, и только после этого мы выходим на причины того, от чего у человека в душе рождается страх на самого себя, отвращение. И, таким образом, распутываем этот клубок, и снимаем его эмоциональную значимость для психики, мы интегрируем в психику переживания и оно теряет свой деструктивный смысл. Вот в этом и заключается терапевтическая работа, чтобы снимать первичные фиксации и аффективные переживания.

И тем самым, мы выстраиваем психику, позволяем ей развиваться дальше. В случае если есть фиксация – это значит, что психика дальше – не развивается. Нет духовного роста, есть только фиксация. А задача в работе – снимать эти фиксации, перерабатывать аффекты, и интегрировать психику. Только тогда, человека перестают терзать смутные сомнения, он перестаёт терзаться страхами, появляется уверенность, в том числе и мотивация.

На эти защиты тратится колоссальные, чудовищные  количества энергии – на вытеснения и сопротивления, которые на самом деле должны тратиться не на защиту, а на активную и продуктивную жизнь.  Но, как правило, у обычного человека все происходит наоборот! Отсюда и апатия по утрам, и вялость в течение всего дня, и затяжные многолетние депрессии…