Многие родители, в процессе воспитания ребёнка, совершают серьёзные и, порой, пагубные ошибки, передавая своим детям различные негативные и деструктивные программы.  Для чего же они это делают?  Когда начинается разборка подобных случаев, то выясняются очень интересные моменты, которые настораживают.  Вскрывается некая злонамеренность в поведении родителей.  Если изучать более детально,  то в большинстве случаев, выясняется, что родители хотели нам только добра. Но при этом получается очень нехорошая тенденция, когда неумелые попытки осуществления благих целей  приводят к обратным последствиям. Вспоминается пословица: «Благими намерениями дорога в ад вымощена».

В ходе своей работы, я постоянно сталкиваюсь со случаями, когда выясняется некое желание подавить своего ребёнка, сделать так, чтобы он своим поведением, своими мыслями, эмоциональным состоянием полностью повторял жизненный путь родителя, вплоть до нескольких поколений. По логике вещей, если родитель понимает и осознаёт, что его жизнь не совсем удалась, то он ни в коем случае не станет навязывать свои убеждения, свои мысли, своё эмоциональное состояние и своё поведение своим детям.

Существует некая закономерность. Оказывается, родители, таким образом, пытаются оправдать свою жизнь. Родитель понимает, что он живёт совершенно неправильно, и поэтому поводу терзается чувством вины, но это чувство вины на 99% бессознательное.  Родитель постоянно испытывает нехорошее, тягостное чувство, что порождает агрессию, ненависть. Т.е. это родитель, который на определенном этапе, под влиянием совершенно различных обстоятельств, а чаще всего это обстоятельства его плохих родителей,  предал свою судьбу. Здесь действует механизм межпоколенной передачи, который работает на протяжении многих поколений и, чаще всего, уходя в глубину веков. Необходима работа с древом рода.

Родитель, поскольку он живёт в несознанке, просто испытывает зудёжь в душе – неприятное состояние, чувство озлобленности, раздражительности, по малейшему поводу испытывает вспышки ненависти, агрессии. Даже если спросить родителя на что он злится, он не ответит, потому как сработает очередная защита, что вызовет новую вспышку ненависти, агрессии и неприятия. Вместо того чтобы попытаться осознать это, родитель, наоборот, либо вщемляет в себя эту ненависть, давит, закрывает, создаёт сильные, тревожные воспоминания и переживания, либо срабатывает защита проекции, и он вытесняет эту злобу, проецирует свою ненависть на своих детей (или, как ещё бывает,  на супруга). И это всё возникает вследствие подсознательного, подспудного ощущения того, что что-то в их жизни происходит неправильно.

Согласно первой топологической схеме (по Фрейду) – это функция предсознания.  Предсознание ведёт постоянную работу – сличает реальность (реальное «Я», которое взаимодействует и функционирует в реальном объективном мире) с внутренним бессознательным «Я», которое функционирует в области неосознаваемого,  в области бессознательного, субъективного опыта представлений, воспоминаний, картин прошлого и пр.  Возникает следующее: с  одной стороны бессознательное понимание того, что что-то происходит неправильно, а с другой стороны – бессознательное действие установок, которые достались от их родителей. Вот это и вызывает в душе реального родителя беспокойство, озлобленность, агрессию которая, являясь аффектом нынешнего состояния, вытесняется.

Это следствие внутренних, зашкаливающих аффективных переживаний, зашкаливающей ненависти. И когда срабатывает защита, она выливает эту ненависть на ребёнка. Но в основе этой защиты лежит совершенно парадоксальное, дичайшее желание – сделать ребёнка таким же, как «ты сам». Сознательно, в порывах душевной слабости, родители делятся переживаниями о том, что жизнь-то, на самом деле, не удалась, но при этом бессознательно стремятся подавить и сделать ребёнка таким же, какой «ты сам». Иными словами, создать клона. Каждый такой родитель осознаёт, но при этом, злонамеренно делает так, чтобы у его детей было ещё хуже. К чему столько ненависти? В чём же тогда заключается эта злонамеренность?  А в том, что это парадоксальным образом оправдывает жизнь ныне существующего родителя.

В поведении гармоничных родителей отсутствует эта злонамеренность, отсутствует это бессознательное, но очень агрессивное желание сделать так, чтобы ребёнок был похожим на  него, был идентичен ему.  Почему же тогда у неблагополучных родителей существует такое злонамеренное желание?  У целого ряда людей было обнаружено совершенно дикое убеждение о том, что  «Если, мой ребёнок выбрал тот же стиль жизни, что и я, то это  означает, что моя жизнь была — правильной». У родителя, всё равно, остаётся надежда на чувство свободы выбора у ребёнка, но, с другой стороны, бессознательно он подавляет его всеми возможными способами для того, чтобы ребёнок был таким же, как он — выбрал точно такой же стиль жизни, какой выбрал родитель.  И тогда, в этом случае, замыкается петля положительно-обратной связи.

Родители, зачастую выбирают место в жизни ребёнка, не спросив об этом самого ребёнка. Они отправляют учиться его в тот же вуз,  устраивают на ту же работу, на которой работают или работали сами. В какой-то момент, родитель видит, что его ребёнок, вроде как, доволен жизнью: «Посмотрите! Мой сын успешный человек».  Ребёнок же свободный человек. И во внимание не принимается то, что всю жизнь подавлялась его воля. Потому что это совершенно бессознательное стремление, оно за осознанием. Это целиком и полностью работа бессознательного. Сознательно-то родитель говорит: «Я же хотел для него добра! Я же всю жизнь потратил, чтобы ему было хорошо». И таким образом, сам родитель подтверждает для себя, что он поступал всю жизнь – правильно.

В этом заключается злонамеренность, т.к. изначально считалось, что этот механизм межпоколенной передачи совершенно бессознательный, но тогда это отрицает необходимость терапии.  Но на самом-то деле родители понимают, в определённый момент к ним приходит осмысленность, но чем больше они это понимают, тем болезненнее для них становится осознание неправильности своей жизни — тех хуже у них на душе и тем сильнее ненависть и желание сломать жизнь своему ребёнку и сделать его таким же, как и они.

Предположим, если же ребёнок не идёт на поводу у своей матери, а поступает по-своему, добивается успеха и занимается тем, что ему нравится, разве это не упрёк родителю?  Это крушение всех установок матери, всех её надежд, всей её жизни. Провал.  Это больно. Потому как родитель понимает, что уже ничего не может изменить в своей жизни, и он понимает, что всю жизнь жил неправильно.  И чем сильнее это осознаётся – тем больнее становится. Все силы идут не на изменение своей жизни, не на осознание всех своих ошибок, а на борьбу с собственными детьми, чтобы подавить их. И, через это подавление — оправдать себя. Чтобы потом сказать: «Посмотрите! Если бы не я, мой бы сын не вырос таким, какой он есть сейчас. В этом только моя заслуга. Благодаря мне… ».

И у несчастных детей есть все шансы для того, чтобы потом, в дальнейшем, когда у них уже будут свои дети, сломать им жизнь, чтобы оправдать и себя, и ту агрессию и ту злобу, с которой ломалась их жизнь их родителями, получить оправдание, передающееся из поколения в поколение. Сознательность и злонамеренность присутствует в поведении. Вот в чём смысл жизни таких людей.  Невыносимо осознавать то, что ты живёшь неправильно. Они не знают что делать, и у них есть единственный выход – сломать жизнь своим детям, для того, чтобы иметь всегда перед собой живой пример того, что будто твои мысли, твой стиль жизни, твой уклад, твои чувства, твои эмоции, твои переживания, твои жизненные конструкты – являются истинными. Создать иллюзию того, что они прожили правильную жизнь.